Опыт США: из «Гувервиллей» к американской мечте о собственном доме

(Источник: IRN.ru)
Автор 

Феномен "одноэтажной Америки" был связан с удешевлением земли, оснащенной инженерной инфраструктурой во время кризиса 30-х годов. Выселенные за неуплату американцы в период Великой депрессии ютились в городках из картонных коробок – Гувервиллях (названных в честь действующего тогда президента Герберта Гувера). Только политика следующего президента Франклина Рузвельта, состоявшая в господдержке жилищных займов, покончила с бездомностью в США, трансформировав Гувервилли в пресловутую "одноэтажную Америку".

Именно в 1930-е годы была создана мощная институциональная база для активной жилищной политики государства. Задача увеличения численности домовладельцев превратилась в важный элемент национальной политики, а домовладелец стал одним из главных объектов опеки государства и опорой его экономической политики. Франклин Рузвельт впервые начал называть американцев «нацией домовладельцев».

Согласно одному из определений, «американская мечта» - это надежда на лучшее качество жизни и более высокий, чем у родителей, жизненный стандарт. В 1940-50 годы приобретение собственного дома становится основой жизненной программы для каждого американца.

Помимо субсидий и стимулирования кредитных организаций, свою роль в развитии «одноэтажной Америки» сыграли новые технологии, позволяющие ускорить и удешевить строительство. Революция в послевоенном жилищном строительстве связана с именем Уильяма ЛевиттаWilliam Levitt, который после Второй Мировой войны поставил на поток производство типовых домов в штате Нью-Йорк. "Левиттауны"Levittown - пригородные поселки, образованные коттеджами и таунхаусами, стали строиться повсеместно.

В те же годы возникла другая мощная тенденцию в жилищной политике - Америка стремительно стала превращаться в страну, преимущественно, "пригородного населения" - это некая комбинация городского и сельского типов, совмещающая в себе преимущества работы в современном городе и жизни на лоне природы. Власти США намеренно стимулировали переезд американцев в пригороды. Так, молодоженам и молодым семьям с детьми предоставлялась правительственная помощь для покупки домов за городом. Таким образом, американские власти напрямую стимулировали рост загородного жилья для небогатого населения.

Кроме того, для этого была налажена необходимая транспортная инфраструктура. В 1956 году федеральное правительство приняло Национальный Закон об Оборонных ХайвеяхFederal-Aid Highway Act, который предусматривал строительство более 64 тыс. км. скоростных шоссе стратегического значения.

Активное строительство дорог в совокупности с низкими ценами на бензин благоприятствовали активному пригородному строительству. Многие предприятия также переехали в пригороды, за ними последовали торговые и развлекательные центры. В 1960 году численность жителей пригородов в Америке впервые превысила численность горожан. На протяжении 1970-1980-х годов все больше зажиточных семей и представителей среднего класса покидали города.

По данным Министерства Жилищного и Городского Развития СШАU.S. Department of Housing and Urban Development (HUD), только в 1996 году из города в пригород переехало 2.7 млн. человек, в то время как в обратном направлении - 800 тыс. За период с 1970 по 1997 год население пригородов увеличилось на 60%, в то время как прирост числа горожан составил лишь 9.6%.

Жилищный бум 1940-х и 1950-х позже перешел в стадию устойчивого роста. В 1950 году владельцами собственного жилья были 55% американских домохозяйств (традиционный американский термин - группа людей, не обязательно состоящая в браке, но проживающая совместно и совместно ведущая хозяйство). В 1960 году их число выросло до 61.9%, в 1980-м - до 64.4%, в 2000-м - до 67,4%. По данным Национальной строительной ассоциации США, в коттеджах, построенных по "быстрым" технологиям, живут около 19 млн. американцев. Оборот индустрии "промышленного домостроения" в США в 2000 году составил почти $19 млрд., из них примерно $7.5 млрд. (около 40%) - оборот коттеджного рынка. С учетом того, что модульные технологии используются также при строительстве магазинов, общественных зданий, офисов на территории промышленных предприятий, на сектор mobile homes пришлось около $3 млрд. в год, остальные $4.5 млрд. - panelized homes, непередвижные модули коттеджи и все тот же log homes.

В Европе "быстрые" технологии коттеджного строительства пока развиты меньше чем в Америке. Модульные дома популярны разве что в Финляндии и Германии (на них приходится до 25% новых коттеджей), мода на сэндвич-коттеджи в 90-х распространилась и в Испании, Португалии, а недавно и в Южной Италии. Причем в отличие от Америки, где 92% жителей - mobile homes используют свои дома как постоянное место жительства, в Европе такие коттеджи чаще всего являются загородными дачами.

Назад к списку